Аниматрица

Я не встречала ни одного человека, кто бы ни посмотрел хотя бы один фильм из знаменитой трилогии. Поэтому «Аниматрица» - настоящий подарок армии любителей картин братьев Вачовски. Произведение получилось многомерным, как и сама «Матрица», что подчёркивается количеством эпизодов и их разноплановостью, как в сюжетном, так и в графическом исполнении. Это восемь пространств, созданные для ответов, но порождающие ещё больше вопросов.


Каждый эпизод – проекция авторского взгляда на Матрицу как явление, поэтому составить общее и наиболее полное мнение, на мой взгляд, нельзя. Но попробую рассказать своё видение.


Первый эпизод специально предназначен для медленного погружения в атмосферу и пространство «Матрицы», когда всё окружающее ещё напоминает привычное по фильмам измерение, но теперь уже нарисованное. Это пролог перед следующими экспериментами с сознанием. Кто-то будет ругать «Осирис» за компьютерную графику, за очередное (и излишнее) «открытие Америки». Но стоит ли так критично относиться к зарисовке, созданной Энди Джонсом, мастером по спецэффектам (вспомним «Годзиллу» 1998-го года)? Свою работу он выполнил великолепно, воплотив в анимации сцены безумно красивой дуэли - сочетание грации и силы, которого в реальности не могло бы быть. Да, без изъянов и тут не обошлось, наверное, поэтому глаза героев так долго были завязаны. Но это нисколько не мешает сопереживать команде «Осириса» и верить, что предупреждение будет передано Зиону.


«Второй Ренессанс» повествует о глупости и жестокости людей, к деяниям которых слово «разумное» никак не применимо. Лень – двигатель прогресса? Да, техника совершенствуется, чтобы максимально ублажить все потребности и капризы человека, но сам он при этом деградирует как вид, морально разлагается, возвращаясь в первобытное состояние. А при малейшей угрозе человечество охватывает безумие паники и буквально сбивает в стадо инстинкт борьбы за существование. Ужасно наблюдать, как утрачиваются способности думать и анализировать... Да будет благословенна любая разумная жизнь!..


Особо примечательным в этом эпизоде (если будем точнее – в двух) является построение повествования. История не спешит разворачиваться перед глазами одного человека (хотя изначально Маэда именно так и задумывал), ибо: 1) тогда бы это был субъективный взгляд с той или иной стороны баррикад; 2) это всё-таки не представляется реальным. Поэтому нам показывают своеобразные хроники событий, не дающие эмоциональной окраски деяниям и поступкам, как людей, так и машин. И, будь то репортаж с передней линии фронта или же из глубокого тыла, мы безоговорочно верим, что всё происходило так, и никак иначе. Таким образом, каждый зритель решает для себя сам, кто прав, кто виноват, и есть ли такие вообще.


Время идёт, и мы попадаем в атмосферу комиксов (да-да, тех самых американских книжек с картинками для детей и подростков, с которыми несведущие порой сравнивают мангу), зарисовок из жизни, в которых угадывается рука Ватанабэ и его игра с живыми тенями. Эпизод «История мальчика» похож на необработанный драгоценный камень – огранка настолько искусна и тонка, что на первый взгляд даже незаметна. За внешней неряшливостью и размытостью рисунка скрывается тщательно проработанная картина, в которой слух искушённого «Матрицей» услаждают голоса актёров из трилогии (и даже несколько фраз взяты оттуда). В довершении полотна осталось добавить несколько ярких штрихов джазовых вариаций от Канно Ёко. Наслаждаемся…


Зрители расслабились? А зря, на смену атмосферной работе Ватанабэ приходит динамичная картина Кавадзири, которую уже давно принято сравнивать с «D — охотник на вампиров: Жажда крови» (хотя ровно столько же можно найти и в других творениях мастера). «Программа» - вот он, один из вечных вопросов «Матрицы», когда человек борется со своими желаниями и чувствами, выбирая между горькой правдой и сладкой ложью. От осознания обоих зол не становится легче. Что бы выбрали Вы?..


Логичным продолжением «Программы» служит следующий эпизод: герой ставит перед собой труднейшую задачу (а по нынешним возможностям человеческого организма и невыполнимую) «выбежать из девяти минут» (читаем - секунд). Сильное желание, воля к победе, стремление доказать всему миру, что это его собственные заслуги... слишком сильные эмоции охватывают атлета, пробуждают его. Отныне, что бы ни предприняли агенты, его уже не удержать даже в инвалидном кресле, он всё преодолеет ради единого мига Свободы. А на что Вы готовы ради неё?


Не успели зрители отойти от динамики двух предыдущих эпизодов, как их уже с ведром холодной воды поджидает подлинный экспериментатор мира японской анимации Моримото-сан. Окатит, и дело с концом? Не тут-то было: ведро опрокинуто, а вода застывает в воздухе – как и недоумённо-восхищённое выражение на лицах жертв, то есть, зрителей. Да-да, мир парадоксов, ошибка программы, «по ту сторону» - это всё о картине Моримото. Ему не надо создавать полнометражку, чтобы показать искреннее детское удивление и счастье в полном его великолепии, на это вполне достаточно отведённых тринадцати минут. Наблюдая за невинными забавами ребят, теряешь грань реальности, мечтая оказаться на их месте. Красиво, живо, по-настоящему… Но детские мечты так часто разбиваются о скалы житейских будней и слишком «взрослую» реальность.


Из крайности в крайность. На экране уже появляются первые кадры «Детективной истории», а значит, мы отправляемся в прошлое – Америка, 30-е годы прошлого века (с поправкой на наличие многих прелестей эпохи хай-тека), «Великая Депрессия». Последнее слово наиболее точно характеризует атмосферу эпизода: чёрно-белая серость города, смог, пальто, мятая шляпа и власть денег. Лабиринт, для выхода из которого надо проникнуться символизмом произведения Льюиса Кэррола. И даже если верный путь найден, ещё неизвестно куда он может завести, старательно петляя в пространстве и времени.


Семь эпизодов, семь взглядов, семь измерений пройдены. Остался лишь вопрос «принятия», так мастерски выраженный через цвет. Люди пытаются переманить роботов на свою сторону, показывая вымышленный мир, иллюзию, которой многие из машин поддаются. Матрица в матрице, но созданная уже руками человека. Круг замкнулся. Никто не учится на чужих ошибках. Вот так глупо будет продолжаться борьба разумных существ, которые уже давно отличаются только внешне… Итак, получилось восемь зарисовок, связанных между собой общей идеей и вездесущими агентами Смитами, которые от эпизода к эпизоду меняются лишь внешне (наверное, маскируются под окружающую обстановку).


«Аниматрица» - это, безусловно, произведение для тех, кто по достоинству оценил трилогию братьев Вачовски и не видит ничего губительного для себя в аниме. Но! Я бы порекомендовала принимать его (этот бальзам на душу почитателей «Матрицы») дозировано и не более двух эпизодов день, потому как действие отрезвляющей реальности и безысходности слишком жестоко может сказаться на ранимых душах (ани)матрицоманов.


Кому-то понравится, кому-то нет – от разочарования никто не застрахован. Эпизодов много, они разные, поэтому найти среди них «свой» вполне возможно. Но не посмотреть проект, над которым работала целая плеяда прекрасных режиссёров, мне представляется легкомыслием, граничащим с преступлением.